«Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас…»
Медовый, яблочный, ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Креста Господня, Преображения и Нерукотоворного образа.
14 августа Медовый Спас – первый августовский православный праздник в честь изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. По преданию, летом в Византии из-за жары начинались вспышки заразных болезней, и священники в 1-й день августа (по новому стилю 14 августа) выносили из храмов на улицы Честные Кресты. Люди прикладывались к ним и исцелялись. Этот праздник совпадал с созреванием мёда в сотах. Его собирали на пасеках и несли в церковь. Там мёд освящали, получая Божье благословение и для мёда, и для себя. В народе этот день прозвали Медовым Спасом. А ещё его называют Водный или Мокрый Спас, потому что 14 августа князь Владимир крестил Киевскую Русь. Раньше в этот день совершали крестный ход, купались в реках и озёрах, считая, что вода смывает не только грязь, но ещё болезни и грех. В Медовый Спас принято всех угощать мёдом.
19 августа Яблочный Спас – второй августовский праздник, известный в православии как Преображение Господне.. В Святом Евангелии повествуется о том, что однажды Иисус Христос поднялся со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор. Здесь он преобразился, одежды Господа стали белыми и блестящими, лицо просияло как солнце. И был голос Отца небесного к его ученикам: «Это Сын мой возлюбленный, Его слушайте». 19 августа в садах начинали поспевать яблоки и другие фрукты. До освящения их не разрешалось кушать. После освящения фрукты подавали соседям, родственникам, друзьям. По погоде на Яблочный Спас определяли, какой будет зима. Если 19 августа на дворе тепло и ясно - готовились к холодной зиме.
29 августа — третий Спас, прозванный по-народному Ореховым, а ещё хлебным или холщовым, Спас нерукотворный. Ореховый — потому что примерно в это время вызревают орехи. Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. 29 августа в православной церкви большой праздник, перенос из Эдессы в Константинополь в 944 году нерукотворного образа Иисуса — куска материи, которым, по преданию, утер Свой лик Спаситель, и на котором осталось его изображение. В этот праздник торговали холстами и полотнами.
Вот такие они - три Спаса, три дня в августе, каждый из которых не только праздник в православном календаре, но и веха в повседневном труде человека.
|